Содержание

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Рабочее место сварщика с вытяжкой
Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Движение воздушных потоков
Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Колпаки на воздуховод
Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

План гаража без ямы
Схема движения потоков в плане

Как правильно сделать вентиляцию в подвале гаража

Если площадь гаража небольшая (не более 50 кв. м.) и периодический осмотр труб и их очистка не вызовут затруднений, можно ограничиться естественной вентиляцией подвала в гараже.

Устройство естественной системы

Система естественного воздухообмена состоит из следующих элементов:

  • Вводная труба диаметром 10-25 см. Обеспечивает подачу воздуха извне.
  • Вытяжная труба, диаметр которой соответствует диаметру входной трубы, через нее выходит наружу отработанный воздух.
  • Мелкоячеистая сетка.
  • Емкость для конденсата.
  • Конусный козырёк.

До монтажа вентиляционной системы следует обустроить тепло- и гидроизоляцию. Лучше, если работы по их обустройству были проведены еще при строительстве погреба.

Для защиты от грунтовых вод стены погреба покрывают проникающей гидроизоляцией. В качестве теплоизоляции можно использовать различные изоляционные материалы. Самый дешёвый вариант — укладка слоя утрамбованного песка и отделка стен геотекстилем.

Этапы выполнения работ:

  1. Установка вытяжного воздуховода. На расстоянии 1,5-2 м от пола располагают нижний конец воздуховода. Вывод верхнего окончания трубы производят на 50 см выше самой высокой отметки покрытия гаража.
  2. Монтаж приточной трубы. Нижний конец воздуховода подводят к углу, расположенному с противоположной от вытяжки стороны погреба, и закрепляют в 0,5 м от пола. Другим концом труба выходит наружу на высоту от 20 до 30 см над поверхностью земли.
  3. Проверка тяги, монтаж защитной сетки. Выходные отверстия можно дополнительно защитить от осадков небольшими колпачками.
  4. Для сбора конденсата устанавливается емкость под выходной трубой.

Кроме того, можно для регулировки вентиляции в погребе гаража на зиму закрывать отверстия специальными заслонками.

Вентиляция в погребе гаража: все гениальное — просто

Как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража?

Каждый человек, который берётся за строительство собственного гаража, старается сделать так, чтобы его постройка отвечала всем нуждам. И очень часто требования к гаражу не ограничивается только местом, где можно поставить автомобиль, но ещё является и мастерской для небольшого ремонта и подсобным помещением в виде погреба.

Поскольку смотровая яма и погреб, обычно, находятся под самим гаражом, особое место в этом вопросе занимает как вентиляция в погребе гаража, так и вентиляция смотровой ямы. Ведь испарения и конденсат могут легко испортить автомобиль, если воздухообмен будет построен неправильно.

Принцип построения вентиляции гаража

В обычном «классическом» варианте строение гаража обычно состоит:

  • Сам гараж
  • Смотровая яма (может иногда служить одновременно и погребом)
  • Погреб для бытовых нужд

Все они, как правило, располагаются друг под другом. Поскольку все помещения сообщаются друг с другом, то и вентиляция обычно одна на весь гараж, состоит из вытяжной и воздухозаборной трубы. Если вы не хотите иметь мокрые стены и лужи на полу, то важно отнестись к этому вопросу со всей серьёзностью.

Погреб без вентиляции никогда не будет сухим

Обычно систему делают без дополнительного вентилятора в трубе, который выгоняет или же нагнетает потоки воздуха, но в некоторых случаях могут его устанавливать.

Изоляция погреба

Всем известно, что температура под слоем земли 1 метр сохраняется круглый год одинаковая. Летом подвальный воздух прохладен, а зимой не холодный. Именно это позволяет людям сохранять в погребе овощи и фрукты достаточно продолжительное время без порчи.

Как правило, помещения погреба полностью изолированы от смотровой ямы или гаража. Сверху находится люк. Толщина потолка 25-45 см. Каркас люка делают металлический, он всегда будет немного влажный, поскольку у металла очень хорошая теплопроводность и его температура будет практически всегда такая же, как и у помещения сверху. И даже шляпки шурупов, на которые крепиться изоляционный материал к стене, в зимний период покрываются лёгким слоем инея.

Изоляция стен подвального помещения обычно делается из пенопласта толщиной от 3-х сантиметров. Листы крепятся встык друг к другу, так чтобы между ними не было никаких щелей.

Очень часто люди используют погреб как овощехранилище. Все овощи испаряют влагу и тепло, которое нагревает воздух и поднимает его вверх. И если потолок не изолирован, или изолирован плохо, на нём будет скапливаться конденсат, и помещение будет отсыревать. Поэтому, изоляцию потолка очень важно сделать правильно.

Обычно изолируют потолок тоже пенопластом, и размещают его, так чтобы, не было никакой воздушной прослойки между самим потолком и пенопластом. В местах, где появляется воздушная подушка, будет скапливаться влага и, как следствие, плесень и грибок.

Швы между листами тщательно заполняют санитарным или водостойким герметиком.

Из чего сделать вентиляцию

Многие люди, столкнувшись с вопросом как сделать вентиляцию в подвале гаража или как сделать вентиляцию в погребе гаража, прежде всего, смотрит на то, из каких труб должна, делаться сама система.

Трубы, используемые для приточно-вытяжной вентиляции:

  • Полипропиленовые для вентиляции
  • Полиуретановые для вентиляции
  • Асбестоцементные
  • Полипропиленовые для канализации

Воздухообмен, сделанный в погребе из труб, которые специально предназначены для вентиляции, обычно покрыты специальным антистатическим раствором, не задерживающим пыль, и как следствие они меньше засоряются. Но поскольку они несколько дороже, то люди, желающие понять, какая вентиляция в гараже с подвалом лучше и дешевле, далеко не всегда пользуются подобным вариантом.

Как выглядят асбестоцементные трубы

Иногда берут для этой цели асбестоцементные трубы. Их плюс в том, что они практически не нуждаются в изоляции. Однако их не очень удобно стыковать с пластиковыми. При стыковках таких труб отверстия делают овальные и поскольку пластиковые хорошо гнутся они легко входят в асбестоцементные.

Диаметр сечения вентиляционных труб должен быть не менее 15 сантиметров. Если сделать круглое отверстие диаметром 15 см в асбестоцементной трубе, то она практически потеряет свою прочность и станет довольно хрупкой, именно по этому, при совмещении с ПХВ в них делают овальные отверстия.

При стыковке только асбестоцементных труб используют специальные муфты.

Очень часто приоритет в выборе материала труб останавливается на канализационных.

Предпочтительный вариант труб для вентиляции погреба

Причины их выбора:

  • Дешевизна
  • Возможность использовать разнообразие множества муфт
  • Простота в монтаже
  • Герметичность при использовании резиновых колец уплотнителей.

Следует обязательно учесть, что вытяжка в подвале гаража будет лучше функционировать, когда имеет как можно меньше ответвлений и колен, поскольку каждый такой изгиб значительно снижает КПД вытяжки.

Возможные технические решения

Однотрубная система

Она представляет собой один канал, проложенный в грунте либо через несущие конструкции и облицовку. Второй вариант проще в исполнении, так как при его использовании не нужно рыть котлован на территории. Кроме того, подземные коммуникации испытывают деформации из-за перемещения подвижного грунта. При размещении внутри здания придется пожертвовать пространством в углу или возле стены.

Однотрубная конструкция представляет собой вытяжку, работающую за счет перепада давления в доме и на улице. Чем больше высота, тем оно ниже, поэтому выход лучше расположить на крыше.

Недостатком однотрубной модели является слабая циркуляция. Чтобы она не останавливалась, нужно держать дверь постоянно открытой.

Двухтрубная схема

Она состоит из впускного клапана и вытяжки. Такой способ вентиляции в подвале гаража более эффективен. Для нормальной циркуляции необходим одновременный приток и отток. Место удаленного отработанного воздуха, насыщенного паром и углекислым газом, должен заполнять свежий. Клапан монтируют на стену чуть выше среднего снегового уровня. Этот показатель берут из СНиПа. Клапан через патрубок выводят внутрь и размещают на высоте 20-40 см от пола. Вход в вытяжку должен находиться на противоположной стороне. Его делают в потолке либо в верхней части стены. Эти два устройства следует монтировать в противоположных углах помещения, иначе появятся «мертвые» зоны. Чтобы происходило полное обновление, поток должен проходить весь объем целиком.

Важно учитывать перепад высот, от которого зависит сила тяги. Расстояние от верхней точки до впуска должно быть не менее 1 м.

Интенсивность движения зависит и от температуры на улице. Зимой она увеличивается, поэтому для ее регулирования на входное отверстие необходимо установить заслонку. Изменяя ее положение, можно регулировать пропускную способность.

Электрические вентиляторы

Летом температура внутри и снаружи здания не отличается. При использовании естественной вентиляции активная циркуляция прекращается. Чтобы решить проблему, на вытяжку устанавливают вентилятор, работающий от розетки либо подключенный напрямую к электрическому щитку. Для запуска нужно нажать на выключатель.

Во влажных погребах электрику размещать опасно. Проводку лучше протянуть сверху, закрепив выключатель у двери в верхней части строения.

Существуют модели на подвижных петлях. Их монтируют на входное отверстие. Когда устройство выключено, его с помощью петель перемещают в сторону, оставляя канал открытым. Если этого не сделать, при выключенном моторе лопасти будут перекрывать сечение.

Перед тем как сделать вентиляцию в погребе гаража, необходимо рассчитать, какой объем воздуха должен обновляться в единицу времени. По этому параметру подбирается мощность оборудования.

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Проветривание гаражной ямы
Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Прокладка вентиляционной трубы в канаву
Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

План бокса с вентиляцией
На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).

Воздухообмен в гаражном погребе
Ставить переточную трубу из смотрового приямка в овощной погреб не допускается, туда нужно подавать только свежий воздух

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Перемещение воздуха по боксу и подвалу
Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

Естественная система

Чаще всего в небольших частных гаражах устанавливают именно такую вентиляцию. Она проста в монтировании, поэтому её нетрудно построить даже собственными руками из имеющихся материалов. Однако она подходит не во всех случаях, и не стоит склоняться в её сторону лишь потому, что она проще и дешевле. Стоит взвесить все плюсы и минусы.

Достоинства и недостатки

Положительных сторон у естественной вентиляции масса. Среди них:

  • Система вентиляции в гараже
    автономность и энергонезависимость — система работает сама по себе, благодаря законам физики, и не требует ни специальной настройки и регулировки, ни питания от электросети;
  • простота в установке — даже один человек без труда может справиться со всеми этапами монтажа и наладки;
  • никаких особых инструментов для работ не требуется — всё, как правило, уже есть в доме;
  • покупать вытяжки и прочие механизмы не нужно, так как они не входят в конструкцию;
  • отсутствие шума — так как никакие устройства не используются, вентиляция не издаёт никаких звуков во время работы.

Все эти плюсы склоняют многих владельцев подвальных помещений в гаражах в сторону установки подобной конструкции. Однако нужно обратить внимание на то, что у неё есть и немало минусов:

  • Как правильно сделать вентиляцию
    отсутствие возможности регулирования системы;
  • возможно установить решётку, отфильтровывающую только крупный мусор и не пускающую птиц и насекомых внутрь, но грязь и пыль всё равно через неё попадут;
  • летом циркуляция воздуха практически прекращается из-за одинаковой температуры внутри и снаружи;
  • зимой отверстия могут быть закупорены льдом, снегом или инеем, и потребуется прочистка труб;
  • отсутствие дополнительных опций — например, нельзя охлаждать или нагревать воздух.

Правила монтажа

Чтобы правильно сделать вентиляцию в погребе гаража, нужно установить трубы в подходящих местах. Так как никакая техника для притока и выхода воздуха не используется, он должен двигаться сам, а для этого необходимо правильное расположение всех элементов. Труб понадобится две: вытяжная — для выведения воздуха на улицу — и приточная — для введения нового снаружи.

Изготовлены они могут быть из различных материалов. Лучше всего для этой ситуации подойдут асбестовые или оцинкованные трубы. Однако возможны и другие варианты — их можно подобрать исходя из собственных предпочтений и потребностей. Неплохим выбором станут экземпляры из пластика, чуть похуже — из жести. Вот основные положительные стороны пластиковых труб:

  • Для чего нужна вентиляция в гараже
    повышенная герметичность;
  • наивысшая длительность эксплуатации;
  • скользкая поверхность, не позволяющая мусору и грязи зацепиться за неё;
  • небольшой вес и простота в нарезке;
  • стойкость к агрессивным воздействиям внешней среды;
  • стойкость к механическим повреждениям.

Кроме того, такие трубы имеют сравнительно невысокую цену. Если есть желание сэкономить, то это лучший вариант из имеющихся в продаже.

Устанавливая вытяжную трубу, можно выбрать одну из следующих схем крепления:

  • настенная — часть системы проводят внутри стены горизонтально, после чего выводят её за пределы здания;
  • сквозная — проведение конструкции через пол гаража к его потолку, чердаку и через кровлю на крышу.

Её длину можно определить индивидуально, исходя из размеров помещения и учитывая, что она будет выступать над стеной на расстояние от полуметра до метра.

Чтобы увеличить тягу, на вытяжной трубе можно поставить дефлектор — специальную деталь, которая, к тому же, препятствует попаданию внутрь мусора и грязи. При его выборе стоит помнить, что его наружный диаметр должен быть вдвое больше диаметра трубы, а его корпус будет установлен внутри неё. Найдя схему, можно самостоятельно изготовить его из металла или пластика конусообразной формы.

Как устроена вентиляционная система в погребе гаража

Приточная труба устанавливается так, чтобы её нижняя часть доходила до пола. На её внешнем срезе тоже нужно будет установить решётку, чтобы в помещение не попадали мыши и крысы. Вместо неё можно также поставить металлическую сетку с мелким сечением. Выбирая диаметр трубы, стоит помнить, что на один метр помещения приходится 15 квадратных миллиметров сечения.

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Местный отсос над верстаком

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Сборка воздушного канала с нагнетателем
Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Критерии выбора оптимальной схемы вентиляции

Вентиляция в гараже должна разрабатываться еще при составлении проекта, поскольку различные функциональные отверстия на цоколе и стенках здания должны проделываться еще при возведении постройки

Обязательно принимайте во внимание кол-во этажей, кол-во автомобилей, которые предположительно будут здесь находиться, площадь всех помещений и каждого из них отдельно, а также высоту. Здесь же вам придется выбрать наиболее подходящий вариант обустройства вентиляционной системы, а это, в свою очередь, во многом зависит от возлагаемых функций

Существует несколько типов вентиляционной системы, рассмотрим особенности каждой из них.

  1. Естественная вентиляция. В ее основе лежат правила аэродинамики, а также способность воздуха перемещаться без принуждения.
  2. Механическая. Для ее осуществления применяются специальные установки, которые побуждают приток/отток воздуха.
  3. Комбинированная. Является удачным сочетанием предыдущих двух разновидностей, так как в ней естественный воздухообмен действует в тандеме с механическим оборудованием, стимулирующим перемещения воздуха.

Во всех трех случаях может применяться как один, так и два канала. А для стимуляции принудительного движения воздуха вполне достаточно, как правило, только одного отверстия.

С целью создания необходимых отверстий используются трубы, произведенные из металла либо асбеста. Их диаметр рассчитывается на основании объемов воздуха, которые предстоит заменять. В соответствии с нормативами, это 1,5 сантиметра на каждый квадратный метр площади. Иными словами, если вам нужно оборудовать десятиметровый гараж, то для этого понадобится пара куском металлической трубы с поперечным сечением в 15 сантиметров. Для расчета размеров  отверстий вентиляции можно использовать и иную формулу, по которой 1/3 всей площади помещения должна соответствовать общему размеру всех отверстий для вентиляции. Такую формулу, как правило, используют при расчете таких отверстий, которые должны монтироваться в механическую одноканальную систему.

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.Дровяная металлическая печь в гараже
    Печной дымоход при открытом регуляторе тяги способен удалить достаточное количество воздуха

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.

Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Стеновое приточное устройство
Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Какую выбрать для монтажа своими руками

Основной критерий, по которому выбирается тип вентиляции для конкретного погреба под гаражом — площадь помещения.

  • Владельцы небольших гаражей (до 50 квадратных метров), которые согласны проводить периодический осмотр и прочистку труб, могут ограничиться естественной системой вентиляции.
  • Если подвал расположен под большим гаражом, предназначенным для стоянки больших грузовых автомашин и автобусов, в нём нужно оборудовать принудительную вентиляцию, обеспечивающую воздухообмен при помощи дополнительных вентиляторов или других механических нагнетателей.

Частые ошибки

Хотя процесс монтажа достаточно прост, многие допускают ошибки, в результате чего вентиляционная конструкция работает со сбоями, не полностью справляется с удалением конденсата или не действует вовсе. Наиболее распространенные ошибки происходят, как правило, именно на этапе установки:

  • Использование вместо канала простой дыры в стене. Такое решение особенно сильно может навредить, если в погребе содержатся овощи: нет никакой гарантии, что воздух будет выветриваться из помещения, а не, напротив, входить в него, и если это случится в зимнее время, продукты вымерзнут, и есть их будет нельзя. Оборудованные каналы должны иметь определенное сечение и угол подъема.
  • Если система вентиляции в подвале в гараже сделана по естественной схеме, ошибочным будет монтировать трубы горизонтально: в этом случае тяга практически исчезает, возобновляясь только при внешних перемещениях воздуха. В случае, если все же кажется целесообразным монтировать трубы в таком направлении, необходимо разместить их с небольшим углом наклона (до 10-12 градусов). Полностью горизонтальная конструкция будет работать только тогда, когда она оснащена устройством принудительной перегонки воздуха.
  • Если выходное отверстие находится слишком низко, тяга сильно уменьшается. По этой причине рекомендуют выводить трубу над кровлей гаража.

Расчет сопротивления вентиляционной сети

Чем выше скорость перемещения воздуха в вентканале, тем более высоко сопротивление движению воздушных масс в комплексе вентиляции. Это неприятное явление носит название «потеря давления».

Если сечение вентиляционных воздуховодов постепенно повышать, то получится достичь стабильной скорости воздуха по всей ее длине. При этом сопротивление движению воздуха не увеличится

Вентиляционная установка должна развить воздушное давление, позволяющее справиться с сопротивлением сети воздухораспределения. Только так получится достичь необходимого расхода воздуха в вентиляционной системе.

Скорость воздуха, перемещаемого по вентканалам, определяется формулой:

V=L/(3600•S)

В которой:

  • V – расчетная скорость прокачки воздушных масс, м3/ч;
  • S – площадь сечения канала воздуховода, м2;
  • L – требуемый расход воздуха, м3/ч.

Выбор оптимальной модели вентилятора для вентиляционной системы следует производить путем сравнения двух параметров – статического давления, развиваемого вентиляционной установкой и расчетными потерями давления в системе.

Расположив вентиляционную установку в центре разветвленной системы воздуховодов, получится стабилизировать скорость подачи воздуха по всей ее протяженности

Потери давления в протяженном вентиляционном комплексе сложной архитектуры определяются суммированием сопротивлений движению воздуха в его изогнутых участках и наборных элементах:

  • в обратном клапане;
  • в шумоглушителях;
  • в диффузорах;
  • в фильтрах тонкой очистки;
  • в ином оборудовании.

Самостоятельно рассчитывать потерю давления в каждом подобном «препятствии» необходимости нет. Достаточно использовать графики потерь давления применительно к расходу воздуха, предлагаемые производителями вентканалов и соответствующего оборудования.

Впрочем, при расчете вентиляционного комплекса упрощенной конструкции (без наборных элементов) допустимо использовать типовые значения потери давления. К примеру, в подвальных помещениях площадью 50-150 м2 потери на сопротивление воздуховодов составят около 70-100 Па.

Принцип работы вентиляции

Микроклимат в помещении определяют 3 параметра — температура воздуха, его влажность и подвижность. Недостаточное проветривание приводит к застойным явлениям со всеми вытекающими последствиями. Но также неблагоприятен и избыточный воздухообмен, при котором большая часть тепла выделяется в атмосферу, что вызывает промерзание помещения и порчу припасов.

Схема циркуляции воздуха в погребе

Вентиляция — это замена обработанного воздуха чистым. В погребе отсутствуют зазоры для естественного воздухообмена. Поэтому организуется система приточных и вытяжных каналов, создающих необходимую тягу, за счет которой циркулируют воздушные массы.

По способу побуждения вентиляция может быть:

  • естественной — воздух перемещается за счет разницы давлений между приточным и вытяжным каналом, расположенных на разной высоте;
  • принудительной — для побуждения движения используются вентиляторы, которые устанавливаются в трубах, чаще в вытяжных;
  • комбинированное — если естественной вентиляции недостаточно и нужно быстро просушить помещение, включаются устройства принудительного побуждения.

В частных погребах чаще устраивается естественная или комбинированная система как наиболее экономичные способы проветривания.

Материалы и оборудование для устройства вентиляции в гараже

Конечно, наиболее важными деталями вентиляции являются воздуховоды. И для того, чтобы не переплачивать лишних денег на их приобретение, многие монтируют вентиляцию в гаражах из канализационных труб. При этом, помимо дешевизны этого материала, он еще и достаточно надежен, а значит его применение наиболее оптимально. А мы сейчас попробуем сравнить стоимость не только воздуховодов из различного материала, но и вентиляторов, которые могут не только нагнетать или вытягивать воздух, но и прогревать его. Для начала обратим внимание на трубы для вентиляции гаража.

Наименование Размер Материал Стоимость, руб.
Труба 110х3000 ПВХ 400
Труба 110х3000 Латунь 1100
Воздуховод 250х1000 Алюминий 340
Воздуховод 204х60х1000 Пластик 160

А теперь рассмотрим нагнетатели различных типов.

Наименование Модель Производительность Стоимость, руб.
Нагнетатель с нагревом

Прана—250

650 м3/ч 51000
Приточная вентиляция

Селенга

600 м3/ч 38000

Таким образом приобретение установки с подогревом становится довольно затратным предприятием. Именно по этой причине стоит обратить внимание на возможность ее изготовления своими руками. Ведь обычный вентилятор для вытяжки в гараже обойдется в гораздо меньшую сумму. Тем более, что их ассортимент на российских прилавках достаточно широк. Средняя цена, за которую можно приобрести вытяжной вентилятор для гаража колеблется в диапазоне от 1500 до 4000 руб.

Ассортимент пластиковых труб для вентиляции
Ассортимент пластиковых труб для вентиляции

Устройство приточной трубы

Правильное расположение трубы — близко, но не вплотную к стенке погреба. Конец канала будет примерно в 20 – 50 сантиметрах от пола. Конец трубы необходимо вывести сквозь фундаментный блок гаража наружу. Чтобы защитить помещение от проникновения грызунов и прочих вредителей, на выходное отверстие вентиляции необходимо установить мелкоячеистую сетку. Располагаться выход должен чуть выше фундаментных блоков, немного дальше основных стен строения. Таким образом, можно получить оптимальный приток свежего воздуха в погреб. Такая схема используется при организации принудительной и естественной вентиляции.

Важные советы при монтаже приточной вентиляции:

  • Забор воздуха должен происходить вне стен гаража и другого помещения, желательно подальше от ворот, чтобы при въезде в трубу не попадали выхлопные газы. Можно продумать вариант, чтобы приточная труба располагалась дальше от стен гаража, но нужно продумать размещение без изгибов и прямых углов.
  • Можно сделать такой вентиляционный канал еще на этапе постройки погреба. Для этого в стене ограничивается место в кирпичной кладке, габаритами примерно в половину кирпича. Кладка должная быть выполнена по всем правилам, с использованием такого же раствора, но внизу иметь достаточно большое отверстие, конец которого будет выведен на улицу сквозь блок гаража.
  • Отверстие в кладке стены или труба должна находиться не менее чем в 25 сантиметрах от стен гаража. Таким образом, обеспечивается нормальный воздухообмен.
  • Диаметр трубы также имеет значение. Слишком маленькая не будет обеспечивать нормальный приток воздуха, а большой диаметр сделает эксплуатацию неэффективной за счет теплопотерь. Расчет можно взять следующий: на каждый кубический метр помещения должно приходится не менее 15 мм трубы. Нехитрые подсчеты позволят получить более – менее правильный размер сечения. Те же правила относятся и к расчету вытяжной трубы, поэтому лучше, чтобы они были одинаковые. Это дополнительно поможет правильно организовать воздухообмен без лишних проблем.
  • Для зимнего времени необходимо предусмотреть утепление наружной части трубы. Для этих целей можно использовать любой утеплительный материала, вплоть до ветоши. При регулярном замерзании, можно продумать систему быстрой разморозки, например, заизолировать конец негорючими материалами и развести под ним костер.
  • С внутренней части приточной вентиляции нужно предусмотреть заслонку, предохраняющую промерзание продуктов при отрицательной температуре наружного воздуха. Желательно не закрывать полностью отверстие, даже при сильном морозе свежий воздух должен попадать внутрь погреба.
  • Чтобы в зимнее время не допустить закрытие отверстия снегом, нужно периодически очищать территорию или использовать больших размеров короб из фанеры. Он обеспечит необходимую защиту, к тому же воздух будет не такой холодный по сравнению с другим вариантом.

В качестве подходящего материала для монтажа приточной трубы можно использовать пластиковый вариант. Сечение трубы должно быть от 8 сантиметров, в зависимости от размеров погреба можно взять и больше. Пластиковые трубы себя отлично зарекомендовали для таких работ. Они не поддаются коррозии, не накапливают плесень и не гниют. Даже если на поверхности появился грибок или плесень, их достаточно легко обработать при ежегодной дезинфекции подвального помещения.

Максимально простая конструкция вытяжной трубы: в фундаментном блоке гаража нужно сделать отверстие с диаметром не менее 8 – 10 см. Затем вывести трубу подходящего сечения, а также установить сетку от вредителей. Обеспечить хороший приток воздуха такая схема не поможет, но за неимением другой, вентиляция подвала будет обеспечена.

Устройство правильного воздухообмена

Для наиболее грамотного устройства вентиляции в подвале гаража необходимо учитывать следующие моменты:

  • Наиболее эффективной считается вытяжная система, обеспечивающая циркуляцию воздушных масс даже летом.
  • При использовании вентилятора в схеме следует позаботиться о его изоляции и защите проводки от влаги, которая образуется в процессе.
  • Если площадь помещения меньше 40 квадратов, и внутри хранятся продукты, необходимо устраивать вытяжку.
  • При выборе оборудования важно понять, какой вентилятор брать: слишком мощное устройство расходует больше энергии, а чересчур слабая модель не позволяет удалить всю влагу до конца.
Источники

  • https://otivent.com/ventiljacija-v-garazhe
  • https://ventilaciya.info/ventilyatsiya/ventilyatsiya-v-garazhe-s-podvalom.html
  • https://specgidromir.com/kak-pravilno-sdelat-ventilyatsiyu-v-pogrebe-garazha/
  • https://www.ivd.ru/stroitelstvo-i-remont/ventilacia-i-kondicionirovanie/oboruduem-ventilyaciyu-v-podvale-garazha-podhodyashchie-resheniya-i-instrukciya-po-montazhu-56951
  • https://oventilyacii.ru/ventilyaciya/osobennosti-ventilyatsii-v-pogrebe.html
  • https://oboiman.ru/ingeneer/ventilacia-pogreba-v-garaze-svoimi-rukami-varianty-i-nuansy-obustrojstva.html
  • https://prorab.guru/stroitelstvo/ustanovka-ventilyatsii-v-pogrebe-pod-garazhom.html
  • https://VentingInfo.ru/sistemyventilyacii/ventilyatsiya-v-podvale-i-pogrebe-garazha-ustrojstvo-i-osobennosti
  • https://saucyintruder.org/obustrojstvo-ventilacii-v-pogrebe-v-garaze-tonkosti-processa/
  • https://vdomishke.ru/ventilyacziya-v-pogrebe-s-odnoj-i-dvumya-trubami-svoimi-rukami/
  • https://arbolit.org/materialy-i-instrumenty/ventilyaciya-v-garazhe-s-podvalom-vse-sekrety-pravil-nogo-vybora.html
  • https://garazhov.ru/ventilation/ventilation1.html
  • https://AeroClima.ru/ventilyaciya/v-podvale-garazha/

[свернуть]
Adblock
detector