Интерьер для человека или человек для интерьера… Иногда следуя образцам стиля, предлагаемым мебельными магазинами и дизайн-журналами, мы понимаем, что в получившейся обстановке «не можем найти себе место». Психологи это объясняют тем, что в условиях зашумленности внешней среды мы просто перестаем видеть за интерьером себя, понимать тот смысл, который для нас несет внешняя обстановка, и как мы ее воспринимаем. Но ведь человек – не просто часть мира, в котором живет. Одновременно он является и его творцом, а потому при создании интерьера нужно полностью настроиться на себя.

Удобство по индивидуальным ценностям

Наш дом наполнен для нас особым смыслом, но важно разобраться, в чем он состоит. Для этого нужно понять, какие ценности важны человеку в данный момент и как они связаны с его жильем.

Наталья Романенко, психолог-педагог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Рублево», предлагает проанализировать свое отношение к предметам, в частности, используя технику «Опускающийся потолок». Сначала нужно изобразить на листке контур дома и заполнить его теми образами (предметов, мебели, аксессуаров), которые человек хотел бы вместить в свое жилье. Причем делается акцент на ценностном смысле предметов (кровать – это спокойный и здоровый сон, обеденный стол – общение с друзьями и т.д.). Затем постепенно, как бы под действием опускающегося потолка, нужно исключать из картинки по одному образу. В результате вы получите иерархию ваших ценностей, и последняя оставшаяся и будет главной. Ее реализации в доме или квартире и нужно посвятить наибольшие силы.

Порядок ценности важно учитывать:

• в распределении помещений между функциональными зонами (например, человеку, который дорожит возможностью уединиться в своей квартире, стоит пожертвовать гостиной в пользу спальни);

• при выборе элементов обстановки (для того, кто часто приносит домой работу и ценит тихие минуты, когда, наконец, можно сосредоточиться над очередной задачей, обязательно нужно предусмотреть удобный стол и кресло).

Также Наталья Романенко предлагает отнести себя по результатам теста к одной из групп: вещи как ценность, процессы как ценность, место как ценность, люди как ценность, идеи как ценность.

«Например, для людей первой группы важна сама вещь, ее история. Им интересно подбирать вещи скорее на «блошином» рынке или в антикварных магазинах, – считает психолог. – Для тех, кто ценит процессы, мебель и аксессуары, – это, прежде всего, действия. Другие воспринимают опыт как эмоции, связанные с тем или иным местом (родительский дом, отель на курорте и т.д.). В них он и возвращается через какие-то предметы интерьера. В доме, для владельца которого важны в первую очередь люди, интерьер будет продуман так, чтобы он был удобен и комфортен для каждого».

Люди, которые привыкли подчинять все какой-то идее, должны для начала сформулировать ее для своего интерьера и дома и только потом подбирать отдельные предметы. «Идея «жизнь ради будущего» может найти отражение в выборе стиля хай-тек. Его нужно будет отразить не только при покупке мебели, но и в отделке пола, выборе окна, ламинированного под металл, – советует Антон Богданов, директор по маркетингу компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – А идея «экологичности», возможно, найдет выражение в летнем саду на застекленной лоджии».

Стиль, подобранный по психотипу

Если взглянуть на интерьер с точки зрения классической психологии, то можно выделить также предпочтения разных психотипов.

Удачным выбором для импульсивных сангвиников и холериков станет смелый интерьер в стиле хай-тек, урбанизма, авангардной эклектики. Для сангвиника оптимальным будет интерьер с возможностью гибкой планировки, а также открытые, обширные помещения. Примером может стать проект частного дома от архитекторов украинского проектного бюро Rotonda. В нем нет буквально ничего традиционного. В плане он представляет собой сектор круга, а очертаниями похож на гибрид обсерватории и космического корабля. Впечатление дополняет смелое сочетание контрастных цветов на фасаде .

Меланхолики и флегматики – полная противоположность рассмотренным выше типам. Их общие черты – спокойствие, неторопливость, стабильность, отрешенность, нелюбовь к переменам и суматохе. Меланхолик, по мнению психологов, является полноценным интровертом и полностью погружен в свой внутренний мир, а флегматик противится каким-либо изменениям, подвержен традиционности. Дом меланхолика будет напоминать студию художника, а флегматик наполнит свое жилище антиквариатом или вещами, которые принадлежали еще бабушкам и дедушкам.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Применение в интерьере декоративных комнатных фонтанов

Восприятие мира и его отражение

Еще один способ получить ответ на вопрос, каким должен быть индивидуальный уют, – это обратиться к нашим органам чувств. Каждый из нас, воспринимая окружающий мир, отдает предпочтение той или иной системе: визуальной, аудиальной, кинестетической (объединяет тактильную, обонятельную и вкусовую). Чтобы определить какая из них ведущая, Наталья Романенко советует провести эксперимент. Выбрав любую картинку, рассмотрите ее в течение 1 минуты; уберите рисунок и попробуйте на листе бумаги описать все то, что вы увидели. Следующий шаг: найдите трек со звуками природы и тоже прослушайте его в течение 1 минуты, после чего попробуйте составить описание того, что вы слышали. Для третьего этапа попросите кого-то выбрать для вас незнакомый предмет и, изучив его с завязанными глазами 1 минуту, также потом опишите все свои ощущения.

Ответ на ваш вопрос будет в тексте. Сравните, какое сочинение наиболее полное и подробное – та система и будет для вас приоритетной. Для верности можно попробовать повторить эксперимент с другими объектами, после чего подбирайте близкое вам описание.

Итак, для визуалов очень важны формы и оттенки, поэтому именно они часто становятся приверженцами поп-арта. В интерьере им нравятся контрастные сочетания цветов и даже стилей. Для визуала очень важно, как выглядит вещь, поэтому мебель и аксессуары в его квартире должны быть красивые. При этом их удобство и функциональность для него отходят на второй план.

«Визуалов можно узнать по большим панорамным окнам, – считает Антон Богданов (PROPLEX). – Такие люди считают вид из окна украшением своего интерьера и стараются увеличить обзор, например, установив большие стеклянные двери на балконе или выбирая панорамное остекление в своем доме».

Многие аудиалы являются консерваторами и минималистами, поскольку для них важно информационное наполнение их интерьера. По той же причине им близок и хай-тек с его четкостью и правильностью линий. В интерьере должен слышаться ритм, а также ощущаться ясность и планировки. Формы мебели тоже должны быть просты и лаконичны. В их квартире нужен простор, но обязательно находится место аудиоаппаратуре – для любимых звуков и звукоизоляции от нелюбимых.

По словам Антона Богданова (PROPLEX), людям, чутко реагирующим на шум, стоит обратить внимание на характеристики окон. Например, если установить нестандартный стеклопакет с расширенными промежутком между стеклами (более 8 мм), то звукоизоляция увеличивается до 38-40 дБ (по сравнению с 25-28 дБ у обычного).

 

«А вот для кинестетиков главным критерием выбора окна станут теплоизоляционные свойства профиля и стеклопакета. Они любят создавать в квартире свой микроклимат, – замечает Антон Богданов (PROPLEX), – поэтому оценят такое дополнение как шумозащитный вентиляционный клапан, который будет контролировать свежесть в помещении. Для людей, живущих ощущениями, важна не только температура, но и запах».

Кинестетиков мало раздражает беспорядок, потому что для них важен комфорт и удобство. Любовь к тактильным ощущения выражается в обилии мягкой мебели, пушистых ковров. Они предпочитают натуральные материалы с богатой текстурой.

Форма тела и интерьера

Известный французский физиолог и психолог Эжен Ледо в своей работе «Трактат о человеческой физиогномике» от 1895 года предложил судить о человеке по его конституции . Его теория тесно переплетается с трудами других известных психологов – немца Эрнста Кречмера и американца Уильяма Шелдона, которые также считали, что на характер человека в значительной мере влияет строение тела.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Проекты и воплощение в жизнь интерьеров из дерева

Несмотря на спорность такой взаимосвязи, значительные статистические данные свидетельствуют о правоте Эжена Ледо. Так, люди массивного «четырехугольного» типа телосложения в большинстве своем являются консерваторами. Они предпочитают строгие интерьеры с материалами природного происхождения и с доминирующими земляными, древесными и растительными оттенками. Больше всего они опасаются уронить свой престиж в глазах знакомых, а потому не скупятся на отделку жилища ценными породами дерева, натурального камня и прочими недешевыми материалами.

В противовес им – люди с «треугольными» фигурами: это недисциплинированные, но талантливые личности. Они являются для дизайнеров самой настоящей головной болью, так как не имеют четко выраженных пристрастий. Проблем, по мнению Эжена Ледо, добавляет и их склонность к быстрой смене настроения. Но что они точно не приемлют, так это нагромождения мебели и «официоза» – строгих классических решений. Чем-то на них похожи клиенты с «овальной» фигурой, для которых ориентиром является мода.

А вот люди с «круглой» конституцией – самые настоящие романтики, обожающие комфорт. Именно поэтому они любят яркие цвета в интерьере – желтые, оранжевые и красные. И для них интерьерная мода является путеводной звездой в обустройстве дома для души.

Интерьер с психологическим оттенком

Большинство психологов сходится во мнении о том, что особое влияние на человека оказывает цвет. Однако опасно рассматривать «любимый» цвет как ключевой для всего интерьера. Психолог-консультант Анастасия Леонтьева приводит типичный пример: клиентка настаивала на белом цвете, как обязательном условии для дизайнерского проекта своей спальни. Но, увидев воплощение своей идеи в реальности, дама потребовала внести значительные коррективы.

Известно, что психологическое состояние человека отражается в его цветовых предпочтениях. В частности, тест швейцарского психолога Макса Люшера (онлайн-версию которого можно найти в интернете) позволяет достаточно точно определить доминирующее внутреннее состояние человека по тому, какие цвета он выбирает из предложенного сочетания. «Предпочитая или отвергая какие-то цвета, человек предстает таким, какой есть на самом деле, а не каким пытается казаться. Можно сказать, что цветовой выбор не может лгать», – говорит Макс Люшер в одном из своих интервью.

По его исследованиям, сдержанные и консервативные люди предпочитают синий и зеленый цвета. А люди спонтанные, открытые выбирают красный и желтый. При этом предпочитающим такое сочетание также свойственна некая вульгарность и поверхностность.

«Цветовые ассоциации можно использовать и в зонировании, например, светлый пол стоит укладывать в тех зонах, которым нужно придать легкость. А там, где мы сидим, отдыхаем, лучше уложить покрытие темных оттенков. В частности, в коллекции Art Vinyl NEW AGE есть виниловая плитка с текстурой натурального камня. Такое решение придаст ощущение стабильности, устойчивости в нужной зоне», – говорит Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу и развитию бизнеса виниловых напольных покрытий компании Tarkett в России. При этом замечает, что модульные форматы покрытия позволяют легко сочетать разные оттенки и фактуры в одном помещении.

Психология интерьера в центр внимания ставит человека и его отношения с вещами и пространством. Различие подходов позволяет нам выбрать именно тот, который в нашей жизни находит наибольшее отражение. «Вообще, в психотипе человека имеются миллионы оттенков. Нужно учитывать все известные нюансы, а не руководствоваться строгими теориями», – уверена психолог-консультант Анастасия Леонтьева. Поэтому она, как и многие профессионалы в этой области, считает, что для начала надо научиться чувствовать себя и понимать свои предпочтения. А для этого нужно, конечно, разобраться, кто вы в первую очередь – кинестетик, человек с «квадратной» фигурой или флегматик.

Пресс-служба производителя оконных систем PROPLEX

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector