Как достичь ускоренного реформирования национального оператора доставки
Пожалуй, трудно найти в России издание, которое нынче не высказало бы своего отношения к работе ФГУП «Почта России». Все недовольны её сроками доставки корреспонденции и других отправлений, но обойтись без неё, тем не менее, невозможно, а значит, нужно реформировать.
Открытка из Германии идёт почти два месяца, по месяцу идут посылки из Челябинска в Бийск, в то время как непосредственная перевозка железнодорожным транспортом составляет максимум 2,5-3 дня, письмо в пределах Москвы доходит до адресата в лучшем случае за две недели. Добавим сюда недоработанное программное обеспечение для фиксации приёма-выдачи посылок и заказных писем, на которое жалуются операторы почтовых отделений, а также неудовлетворительное качество обработки писем и почтовых бандеролей, из-за которой эти отправления приходят, мягко говоря, слишком потрёпанными, грязными, а «целостность упаковки» (того же конверта) остаётся нереализованной мечтой.
Неудивительно, что на фоне неповоротливости «Почты России» как грибы после дождя появляются различные службы экспресс-доставки, многие из которых оказывают услуги курьера, правда, в пределах региональной столицы. «Удивительное дело – отправленные из Москвы документы прибыли в Барнаул меньше чем через неделю, в отделении экспресс-оператора никакой толчеи, хотя объёмы почтовой корреспонденции небольшими назвать трудно – они не вмещаются в складское помещение, часть посылок находится в рабочей зоне зала обслуживания. Документы пришли дополнительно упакованными в картонные конверты экспресс-оператора, сотрудник службы терпеливо подсказывает, что и где нужно заполнить в бланках доставки», – делится впечатлениями бухгалтер Нина Сазонова.
«Это вам не «Почта России!» – хочется воскликнуть. Да, а жаль. «Непосредственно доставка и обслуживание у экспресс-оператора хоть и не стоили нам ни копейки, но вот добраться до него… Дорога в оба конца обошлась в 535 рублей, и потрачен целый рабочий день, а почтовое отделение при этом в 10 минутах пешком», – сокрушается наша собеседница. Становится понятно, почему отечественные и зарубежные интернет-магазины не спешат расторгать договора с «Почтой России».
Очевидно, что устаревшая модель её работы не соответствует современным реалиям всё ускоряющейся жизни. Сегодняшние стандарты обслуживания несовместимы с тем, что посылки лежат мёртвым грузом в почтовых и сортировочных отделениях от трёх дней до недели – они должны уходить к адресату максимум на следующий день. В этом смысле почтовикам есть у кого поучиться – федеральные ретейлеры уже много лет используют сеть собственных логистических центров, которые почтовому ведомству сегодня более чем необходимы, как и автоматизированные сортировочные центры.
Сколько их будет – семь-восемь или 31, решит топ-менеджмент ФГУП «Почта России», равно как и вопрос, каким оборудованием обеспечить новые подразделения. Сейчас актуальны вопросы строительства и сопряжённые с ними проблемы выбора генподрядчика, согласования площадок под логистические центры. Не менее важно решить вопрос ускоренного строительства, надёжности, сравнительно невысокой стоимости проектов и их реализации.
Конечно, можно воспользоваться предложениями традиционного капитального строительства (например, блочного и монолитного), однако это затратно и долго, да и не факт, что за время строительно-монтажных работ не произойдёт их удорожание. Кроме того, традиционное капитальное строительство потребует немалых дополнительных затрат на внешнюю и внутреннюю отделку.
Вместе с тем всё большим спросом в различных отраслях отечественной экономики пользуются быстровозводимые здания на основе металлокаркаса и трёхслойных сендвич-панелей (ТСП).
ТСП представляют собой жёсткую конструкцию из двух стальных облицовок с полимерным покрытием, связанных, как правило, минераловатным или пенополиуретановым сердечником. Панели обладают действительно превосходными тепло- и звукоизоляционными характеристиками, поскольку панель толщиной 80 мм по этим параметрам эквивалентна метровой стене из кирпича. «ТСП сконструированы таким образом, чтобы минимизировать вероятность появления так называемых «мостиков холода», поэтому они свободно могут применяться в любом географическом регионе при рабочих температурах от -600C до +600C. Толщина теплоизоляционного слоя может составлять от 50 до 300 мм. При её правильном подборе для конкретной климатической зоны достигается оптимальная энергоэффективность постройки, что ведёт к снижению эксплуатационных затрат», – говорит Сергей Якубов, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем.
Сегодня на российском рынке представлены различные разновидности ТСП, выбор которых зависит от особенностей проекта и назначения здания. Например, для строительства в городской черте или промышленной зоне, где зачастую размещаются логистические терминалы, хорошим выбором будут ТСП Industrium с облицовкой из стали с покрытием Colorcoat HPS200 Ultra толщиной 200 мкм производства Tata Steel (Великобритания). Коррозионная стойкость покрытия по классификации европейского стандарта EN10169-2 отнесена к категории RC5 (очень высокая). Это свидетельствует о том, что даже в условиях агрессивной техногенной среды промышленного мегаполиса сэндвич-панели с облицовкой из стали с таким покрытием будут служить продолжительное время (гарантия производителя составляет 30 лет). Таким образом, будет обеспечена высокая окупаемость вложенных в развитие почтовой логистики средств.
Ещё одним интересным решением для быстрого и эффективного логистического строительства являются ТСП Airpanel с сердечником из пенополиуретана (ППУ) или пенополиизоцианурата (ППИ). На сегодняшний день пенополиуретан – наиболее распространённый в мире наполнитель для ТСП, обладающий превосходными теплоизоляционными характеристиками. Толщина панелей составляет от 50 до 300 мм, что позволяет использовать их для строительства в самых холодных регионах. При этом вес ТСП Airpanel значительно ниже, чем у аналогов с минераловатным сердечником, что упрощает их доставку на отдалённые стройплощадки. Это особенно актуально в случае с быстровозводимыми зданиями, поскольку их строительство может осуществляться в любое время года. Также использование Airpanel снижает нагрузку на несущие конструкции, что особенно важно при строительстве на вечной мерзлоте.
Пенополиизоцианурат – разновидность пенополиуретана со специальными добавками, повышающими огнестойкость. Согласно пожарному техрегламенту негорючая Airpanel с сердечником из пенополиизоцианурата может использоваться при строительстве зданий II–V степеней огнестойкости.
Кроме того, это решение может применяться на объектах с повышенными требованиями к влагозащищённости помещений, что обеспечивается высокой герметичностью стыков панели. Это свойство, как и пожаробезопасность, является одним из основных факторов, делающих выбор Airpanel оптимальным для строительства центров почтовой логистики, через которые проходит большое количество грузов и корреспонденции в картонной и бумажной упаковке, одинаково боящейся огня и воды.
Преимущества быстровозводимых зданий очевидны с точки зрения экономии и времени, и средств. И для ФГУП «Почта России» сегодня одинаково актуальны оба фактора. Скорое появление новых логистических центров – один из ключевых моментов, необходимых для успешного завершения почтовой реформы, которая должна вывести российского национального оператора доставки на один уровень с почтовыми службами ведущих экономик мира.
Пресс-служба Группы компаний Металл Профиль