Какие особенности присущи новым проектам и что сегодня наиболее востребовано, обсудили эксперты за круглым столом «Загородная недвижимость: кто на новенького?» Мероприятие прошло 11 апреля в рамках выставки недвижимости «Домэкспо».
Александр Шевчук, организатор мероприятия, подчеркнул, что в конце прошлого года произошло два знаменательных события на рынке загородной недвижимости, которые существенно поменяли картину спроса и предложения.
— Во-первых, прошла «санация» предложений, в результате которой полностью реализованы 22 проекта, т.е. продажи в них закрыты. Во-вторых, состоялась историческая «встреча» спроса и предложений, и они находятся теперь на одном уровне, — отметил Александр Шевчук.
Евгения Ржавская, директор департамента Консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, в свою очередь заявила об отсутствии переломных тенденций на рынке загородной недвижимости. Несмотря на то, что уже в первом квартале текущего года на рынок вышли 25 новых проектов в сегменте эконом-класса, роста или снижения рыночных цен не наблюдается. Что касается формата, то по-прежнему остаются актуальными малоэтажные проекты в сегменте эконом, с хорошей локацией, развитой инфраструктурой, оригинальным дизайнерским решением. Удивить потребителя становится все сложнее, типовая застройка уже никого не интересует, покупатели также тщательно оценивают качество материалов, из которых строятся дома, актуальность архитектурной концепции, инфраструктуру. Причем, что касается последней, то, по словам Ольги Гусевой, коммерческого директора компании «МИГ-недвижимость», важность инфраструктуры объектов сегодня настолько повышена, что порой ее стоимость достигает 40 процентов от общей стоимости объекта.
— Важно учесть при планировании все нюансы, чтобы в будущем инфраструктура могла приносить доход девелоперу, — рассказала Ольга Гусева. – Есть минимально необходимая инфраструктура, а есть желаемая. Если мы говорим о проектах эконом-класса, то это спортивные площадки, детский сад, школа, магазины, парковка. Для проектов бизнес-класса уже помимо качества объектов инфраструктуры, важна приватность. Безусловно, это наличие хорошего фитнес-центра, банного комплекса, ресторанной сети и т.п.
Практически все игроки загородного рынка отметили повышенный спрос на объекты в декабре-марте 2013-2014 года, что связано с известными событиями в банковском секторе, валютными колебаниями и отчасти с изменением политической обстановки. В то же время была озвучена рыночная потребность в домах «под ключ». Если в случае с квартирным рынком, такие варианты встречаются достаточно часто, то в случае с малоэтажной загородной недвижимостью – таунхаусами, дуплексами, квартирами в малоэтажных домах – до сих пор проекты «под ключ» расцениваются девелоперами как излишне рискованные.
О перспективах развития малоэтажных проектов в направлении Пятницкого шоссе рассказал Дмитрий Деев, генеральный директор ООО «Сабидом-групп». По его словам, львиная доля успеха любого проекта в области загородной малоэтажной недвижимости – это, безусловно, транспортная доступность и в целом удачное местоположение. Поскольку в районе Пятницкого шоссе строится трасса-дублер, это существенно улучшит транспортную картину на данном направлении, к тому же еще остались «лакомые кусочки» земель, в непосредственной близости к Москве, но при этом в достаточном удалении от плохой экологии, в окружении соснового леса. Он также представил новый проект от компании «Сабидом» — поселок таунхаусов «Немецкая деревня», который географически как раз и расположен в одной из «точек роста» Пятницкого направления.
— Таунхаусы в «Немецкой деревне» — это не просто квадратные метры, но среда максимально комфортная для жизни. Просторные дворы, большое количество парковых зон, спортивных площадок, озеро, водные активности летом, свой фитнес-центр, своя управляющая компания и мн.др., — Дмитрий подчеркнул важность формирования единой концепции современного поселка.
По словам эксперта, сегодня хорошо продаются таунхаусы небольшой площади – от 80 до 150 кв. м. Такой таунхаус могут позволить себе многие, особенно если в распоряжении уже имеется недвижимость, которую покупатель готов обменять на таунхаус.
— Да, такие сделки нередки, более трети покупателей таунхаусов – это те, кто меняет квартиру на «загородку», если речь идет о квартире в Москве, то у покупателя еще и средства на ремонт остаются, на хороший автомобиль и мн. др., — отметил Дмитрий.
Однако эксперты также пришли к выводу, что, несмотря на рост рынка по отдельным сегментам, существующие тенденции «отсеивают» неблагонадежных игроков, заставляя их бросать или перепродавать участки. Но в целом, высокий сезон на рынке загородной недвижимости с наступлением весенней «оттепели» только начинается, и впереди – самые «вкусные» проекты и самые высокие продажи, к которым девелоперы начали готовиться уже сейчас.