В строительных супермаркетах и на рынках продается огромное количество инструментов и в частности кистей, как не растеряться в огромной массе этого товара и сделать правильный выбор расскажем в этой статье.

 

Прежде всего, выбирая кисть надо четко себе представлять работу, для которой эта кисть предназначается. Для алкидных и масляных красок, олифы и т. п. предпочтительнее кисти из натурального волоса или из дорогой синтетики, которая не боится растворителей. Латексные, а также акриловые и любые водно-дисперсионные краски, лаки и т. д. хорошо наносить кистями из искусственного волокна (они лучше сохраняют форму и остаются упругими независимо от содержания в краске воды). Для обработки пропиткой обшивной доски, бруса и т. п. следует выбирать кисть по ширине доски. Существует такое понятие как TOPS (плотность) — процентное содержание щетинок одинаковой длины в обойме кисти, чем оно больше, тем больше ворсинок, тем плотнее и качественнее кисть.

Ручники, или круглые — небольшого размера с круглой деревянной ручкой, они имеют диаметр 26, 30, 35, 40, 45, 50, 55 мм и обозначаются как КР 30, КР 35 и т. д.; импортные идут по номерам: от 2 до 22. Пучок щетины в них закрепляют при помощи клея в отверстии ручки, в металлической обойме, в толстом металлическом кольце или в пластиковой оправе. Бывает, их делают с пустым пространством внутри ворса, чтобы в него набиралось больше краски, а щетина лучше пружинила. Иногда перевязывают шпагатом (некоторые называют его бандаж), который развязывают по мере износа волоса, увеличивая тем самым длину щетины.

Во всем мире круглые кисти не очень популярны, но в России их производят издавна (плоские стали делать значительно позже), поэтому до сих пор применяют достаточно широко. Как правило, они забирают много состава и подходят для окрашивания окон, плинтусов, наличников, дверей, ровных и профильных основ, а также для того, чтобы размыть краску, подклеить обои.

Маховые — пригодны для грунтовки и окрашивания больших площадей, например, стен и потолков. Они представляют собой пучок щетины длиной до 180 мм и диаметром от 80 мм. Длина ручки доходит до 2м.

Макловицы, или ракли — это широкие кисти с щетиной, вставленной в корпус рядами. Их применяют при обработке, например, фасадов и потолков или для нанесения на стены грунтовок, известковых и дисперсионных красок, пропиток, а также клея на обои.

С помощью торцовок только что окрашенные масляной краской поверхности обрабатывают равномерными ударами (торцуют), сглаживая неровности. При этом покрытие становится матово-шероховатым, как бы шагреневым. Торцовка должна быть чистой и сухой, поэтому во время работы ее часто вытирают. Кроме того, она может заменить валик при грунтовке или окрашивании масштабных объектов.

Специальные лаковые кисти отражают свое предназначение уже в названии. Они широкие (200-300 мм) и имеют щетину, очень мягкую на концах, что обеспечивает максимальную гладкость и ровность слоя.

Наносить лак кистью или валиком — дело привычки. Валик быстро дает ровное и тонкое покрытие, но при этом слоев требуется больше, с кистью наоборот: пленка получается толще, но слоев нужно меньше.

Плоские — самые распространенные. В них щетина закреплена металлической оправой, надеваемой на деревянную ручку. Их используют для различных работ, в том числе для лакировки дерева (двери, мебель и т. п. ). Ширину импортных кистей обычно указывают в дюймах: 3/4; 1/2; 1; 1, 5; 2; 2, 5; 3; 4. Отечественный стандарт предусматривает девять типоразмеров: от КП 35 до КП 100, а толщина пучка плоской кисти обычно составляет 25 и более миллиметров.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Mitsubishi Heavy Industries, Ltd и «Биоконд» — 10 лет взаимовыгодного сотрудничества

Как правило, для фасадов применяют плоскую кисть шириной 4 дюйма (100 мм), для стен и потолков — кисти от 3 (75 мм) до 4 (100 мм) дюймов. Углы как внутри, так и снаружи закрашивают 2-дюймовой кистью (50 мм). Для отделки декоративных деталей, обработки оконных рам и плинтусов подойдет инструмент шириной от 3/4 (18 мм) до 2, 5 (60 мм) дюйма.

Флейцевые — это разновидность плоских кистей, толщина пучка которых колеблется от 6 до 20 мм, а ширина — от 20 до 120 мм (соответственно и названия от Кф 20 до КФ120).

Существуют и так называемые радиаторные кисти с длинной рукояткой, в которых оправа со щетиной расположена под углом к ручке. Ими орудуют в труднодоступных местах (радиаторы водяного отопления, трубы, металлические проволочные конструкции и проч.). Более того, благодаря длинной ручке подобный инструмент поможет при работах на уровне выше человеческого роста.

Филеночные предназначены для вытягивания узких полосок краски (они, собственно, так и называются — филенки). Размер пучка от 6 до 24 мм.

В ассортименте фирм есть также различные кисти нетрадиционных форм, например, со скошенной щетиной для высокоточных работ, а также специальные для получения различных декоративных эффектов.

ЩЕТИНА

 

Натуральная. В настоящее время для производства кистей используется «шерсть» практически любых животных. Для художественных целей подходит мягкий мех, например, белки, колонка. Для малярных -традиционно свиная щетина, реже натуральный резаный конский волос (хвост, грива).

Хорошие кисти изготавливают из чистой свиной щетины разной длины, располагая ее слоями. Стоят такие инструменты сравнительно дорого. Дело в том, что «свиная шерстка» шероховатая и слегка чешуйчатая. Каждый волосок имеет коническую форму и сужается к концу, на котором есть естественное расщепление в виде метелочки (флажок). Все это обеспечивает хороший забор и удержание краски. Еще одно ее достоинство, важное для краскоотдачи и сохранения формы кисти в процессе работы, — упругость.

Щетина бывает черной, светлой, серой и различается эластичностью, жесткостью, а в конечном итоге ценой. Черная имеет большую длину волоса, лучшие механические свойства и, соответственно, дороже. Массовым спросом пользуется светлая — более дешевая и мягкая.

Существуют разные мнения, иногда очень забавные, по поводу того, какой цвет щетины лучше и почему. Рано или поздно в большей или меньшей степени почти из любой кисти ворс начинает лезть или обламываться. Поэтому одни считают, что щетину нужно выбирать ближе к цвету краски, чтобы выпавших волосков не было заметно. Другие предпочитают черную, так как ее хорошо видно и легко удалить, пока материал еще не высох. Со светлой, наоборот, волоски заметить можно только тогда, когда покрытие высохнет и исправить оплошность, ничего не повредив, трудно.

До 1914 года основным поставщиком щетины была Россия. Затем она сдала свои позиции на этом поприще, уступив монополию Китаю. К слову, большая часть (70-80%) мирового производства кистей сейчас приходится на его долю.

Для того чтобы волос дольше сохранял во время работы свои свойства, был более эластичен и прочен, его предварительно проваривают. Лучшей считается щетина двойной и тройной варки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Столбчатый фундамент

Конский волос добавляют в кисть (до 50%) в целях экономии. Такие инструменты чаще «выходят из строя», забирают мало окрасочного состава и менее производительны. Кисти из чистого конского волоса служат недолго, быстро сваливаются, теряют гибкость и плохо держат краску.

Натуральная щетина подходит для работы со всеми видами ЛКМ, но большинство специалистов не советуют применять ее для работы с материалами на водной основе — она может потерять форму, упругость и начнет «лохматиться».

Искусственная. Пластиковые щетки из синтетических волокон цилиндрической формы наверняка всем знакомы. Это самый примитивный вариант, изготовленной по довольно простой технологии: экструдер выдавливает массу и режет ее.

В простейших кистях для пропиток и клея используется именно такое волокно, расщепленное на концах. Краскообмен так же, как и краскоудержание, у такой кисти не слишком хорошие.

В профессиональных кистях применяют высококачественную синтетику, например, фирмы DuPont. В начале второй мировой войны начались перебои с поставкой щетины из Китая, и DuPont по заказу американского военно-морского флота провела крупные разработки по ее замене. Так были изобретены конические филоменты круглого сечения: Туnех (нейлон), Orel (полиэстр) и Chinex. Туnех обычно идет в чистом виде, Orel — в смеси с натуральной щетиной, a Chinex используют редко.

Если кончики синтетических волокон правильно заострены и расщеплены, то красящая кромка кисти мягкая и гладкая, а остающиеся на покрытии бороздки от волосков практически незаметны.

Кисти из искусственной щетины рекомендуются для работы с водно-дисперсионными красками, эмалями и лаками.

Смешанная. Сочетает в себе лучшие качества натуральной и искусственной щетины. Такая кисть универсальна. Она долговечнее, чем кисть из натуральной щетины, и не боится воды. Процентное соотношение натурального и искусственного волоса каждый производитель выбирает в зависимости от поставленных задач.

 

ОПРАВА (ОБОЙМА, БАНДАЖ, ИЛИ ОБЖИМНАЯ ЛЕНТА)

 

Как правило, в России металлическую обойму делают из листов луженой жести. При этом ее края не защищены от коррозии, что при длительном контакте с водой и водно-дисперсионными красками приводит к появлению ржавчины. Поэтому при выборе предпочтение следует отдать ленте, защищенной никелем, медью и т. п., или, что еще лучше, оправе из нержавеющей стали.

В некоторых кистях, особенно круглых, обойма пластиковая. И еще пластиковая оправа применяется в дорогих кистях, когда щетину закрепляют без клиньев.

 

РУКОЯТКА

 

Деревянная. В дешевых инструментах ее делают из дешевого дерева, например, тополя или сосны. Чтобы кисти не развалились от воздействия температур и влажности, еще не доехав до покупателя, их лакируют.

На ручки профессиональных кистей идут твердые породы древесины, например, бук, дуб, береза. Обычно их ничем не покрывают или обрабатывают воском (очень редко лаком, но скорее из эстетических соображений). Такие ручки удобно держать в руке, они не скользят, а во время работы, если ладонь станет влажной, дерево сразу впитает воду. Кроме того, оно будет приостанавливать стекание краски на руку (в определенных пределах, разумеется).

Пластиковая. Для недорогих кистей — из обыкновенной пластмассы, для профессиональных — из современных многокомпозиционных пластмасс с наполнителями типа резины, которые приятны на ощупь и очень удобны

 

Использованы материалы Интернет-проекта “Новый дом”

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector